?

Log in

No account? Create an account

О смерти

«Задумываемся ли мы, почему, встречая смерть близкого человека, мы порой теряем покой и не можем утешиться? Ведь понимаем и знаем, что душа усопшего предстоит сейчас перед Творцом, и все его болезни и страдания ушли с последним дыханием. А ведь мы плачем и скорбим о себе самих, о своих грехах, о своей привязанности к этой временной земной жизни. Смерть близких обнажает нашу собственную духовную наготу, срывает с нас лохмотья самонадеянности».

Игумен Петр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы


29 августа на Ваганьково почтили память схимонахини Игнатии (Пузик).

«Матушка Игнатия стала мостиком, которым Господь сквозь десятилетия соединил тайные общины Высоко-Петровского монастыря и возрождаемую обитель наших дней. Воспитанница петровских старцев, спустя целую эпоху она словно привила возобновляемую на Петровке церковную жизнь к историческому древу традиции этого места», - игумен Петр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, наместник Высоко-Петровского монастыря.

_
ПУЗИК ВАЛЕНТИНА ИЛЬИНИЧНА (в схиме Игнатия, род. 1 февраля 1903 г., Москва - ум. 29 августа 2004 г., Москва) - ученый в области фтизиопатологии, профессор, православный гимнограф, схимонахиня.

После окончания университета в 1926 году будущая схимонахиня начала работать в области патоморфологии туберкулёза под руководством известного фтизиопатолога В.Г. Штефко. С 1945 по 1974 гг. возглавляла лабораторию патоморфологии туберкулёза в Государственном туберкулёзном институте (позднее Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1947 г. удостоена звания профессора. Ей принадлежит более 200 научных работ в разных областях медицины, в том числе семь монографий. Научные заслуги В.И. Пузик отмечены наградами (Орден Трудового Красного Знамени, девять медалей, звание заслуженного работника медицины), а её научно-исследовательская деятельность в 1940-е годы нашла признание и у зарубежных коллег.

После окончания профессиональной деятельности в 1974 году В.И. Пузик полностью посвятила себя монашескому деланию.

Первые церковные впечатления Валентины Ильиничны связаны с храмом первоверховных апостолов Петра и Павла на Новой Басманной в Москве. Ещё во время обучения в университете произошло важное событие, определившее всю последующую жизнь молодой девушки. В 1924 году во время говения при посещении Высоко-Петровского монастыря произошла её встреча на исповеди с архимандритом Агафоном (Лебедевым) (в схиме Игнатием). Она стала его духовной дочерью. С середины 1920-х годов вокруг отца Игнатия складывается духовная семья, многие члены которой тяготели к монашескому пути; в стенах Высоко-Петровского монастыря многие юноши и девушки стали принимать тайный постриг. Здесь они под руководством старцев постигали основы духовной жизни, оставаясь при этом на своей мирской работе или учёбе, что входило в их монашеское послушание.

В 1928 году Валентина приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофии - в честь святителя Варсонофия Казанского. В начале 1939 года инокиня Варсонофия приняла постриг в мантию, которую совершил архимандрит Зосима (Нилов). Имя в мантии ей было дано в память о её старце - в честь священномученика Игнатия Богоносца. По благословению духовного отца мать Игнатия продолжала работать по специальности, воспринимая научно-исследовательскую деятельность как послушание, подобное монастырскому.

С середины 1940-х годов её научная деятельность дополнялась литературным трудом духовного содержания. В 1945 году появилась первая её книга - жизнеописание духовного отца схиархимандрита Игнатия (Лебедева). В 1952 году она написала книгу о созданной им монашеской общине. Позднее были написаны и другие книги, в которых мать Игнатия размышляла о жизни Церкви, её истории, о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека. Среди них воспоминания о старцах Высоко-Петровского монастыря, о патриархах Сергии и Алексии I.

Умерла схимонахиня Игнатия 29 августа 2004 года на 102-м году жизни, из которых 76 лет прожила в монашестве. Погребена на Ваганьковском кладбище.





Вечерня в Храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище с выносом святой Плащаницы. Фото отчёт.























27 сентября на Ваганьковском кладбище была совершена панихида по Новоселовой Александре Васильевне, химику-неорганику, действительному члену Академии наук СССР (1970), лауреату Сталинской (1948) и Государственной (1981) премий СССР, Герою Социалистического Труда (1980). Панихиду совершил клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище протоиерей Михаил Мельников.

Владимир Павлович Зломанов, профессор МГУ, так вспоминает о Новоселовой: «Александра Васильевна Новоселова – для меня великий русский человек. За ее плечами выросла большая научная школа, многие у нас ее помнят и любят. Эта школа включала в себя особенный подход к людям, — любовь к ученикам, понимание, сочувствие, ее лекции отличались четкостью, простотой изложения и никогда не были сухой наукой. Несмотря на советские времена, она осталась беспартийной и, тем не менее, пользовалась очень большим авторитетом, друзья ласково называли ее Шурочкой.Как ученый, сделала множество открытий, связанных с металлом бериллием. Этот металл используется в самолетах, конструкционных материалах. Она решила проблему синтеза тугоплавких соединений бериллия методом химических газотранспортных реакций и впервые в СССР получила (совместно с Б. П. Соболевым) монокристаллы силикатов бериллия, цинка, алюминия, марганца.Александра Новоселова очень любила людей, никому не сказала плохого слова. И когда обращалась ко мне, то всегда говорила: надо любить людей, ценить их, отдавать им себя. Она согревала людей своим внутренним теплом.
Как декан, не любила отчислять студентов, которые потом нередко становились известными учеными.

Шурочка всегда ходила пешком на четвертый этаж и вниз по лестнице. Говорила: «Пока я хожу, я живу». И вправду, когда уже заболела воспалением легких, и уже не могла вставать, практически сразу умерла. Она остается живой в наших сердцах.

У нее хватало времени и на науку и на семью».

«Бабушка была очень добрым человеком, — вспоминает внучка, Мария — однажды она ехала в лифте, где два голодных студента обсуждали, откуда взять денег на обед. И выходя из лифта, она потихоньку бросила на пол десять рублей.

У меня была потрясающая бабушка. Не такая, которая на кухне все время готовит пирожки. Вместо пирожков рассказывала истории. Учила науке через игру. Проходя по русскому полю, рассказывала о растениях и цветах. Много рассказывала о звездах – все, что про них знаю, помню от нее».
27 сентября в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище была совершена Божественная литургия. Накануне было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил протоиерей Михаил Мельников. Отец Михаил обратился к прихожанам с проповедью, в которой батюшка рассказал об истории происхождения праздника:
«В начале IV века императору Константину было Знамение, он увидел Крест со словами – «Сим побеждать будешь». И тогда он отправил мать свою, равноапостальную Елену, на поиски Креста Господня. Святая Елена узнала, что под языческим храмом Венеры в Иерусалиме был колодец, куда сбросили все три Креста. Когда же Святая Елена приказала разрушить храм, под ним были обретены три Креста и четыре гвоздя. Чтобы узнать, на каком из них был распят Иисус, остановили похоронную процессию и по очереди приложили к покойнику три Креста. И от положения одного из них на оного, покойник воскрес.
Образовалось большое стечение народа, и тогда Крест воздвигли и благословили им все четыре стороны света, осеняя им народ. Оттого и праздник получил такое название – Воздвижение Креста Господня», — завершил отец Михаил.
В престольный праздник храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, 26 сентября, была отслужена Божественная литургия Пасхальным чином. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение в храме возглавил митрополит Истринский Арсений.

Преосвященнейшему владыке сослужил настоятель храма, наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев), настоятель храма Успения пресвятой Богородицы на Чижевском подворье иерей Сергий Савченко, духовенство храма и братия Высоко-Петровского монастыря в священном сане.
На запричастном клирик храма Воскресения Словущего иерей Сергий Матюшин произнёс проповедь на тему истории праздника.

Перед началом крестного хода вокруг храма митрополит Арсений освятил икону новомучеников Ваганьковских, на которой изображены- священномученик епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов); преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов); преподобномученик иеросхимонах Дионисий (Петушков); священномученик диакон Николай Аристов; мученик Петр Юдин; мученик Игнатий Марков, все они были расстреляны в советские годы и похоронены в общей могиле на Ваганьковском кладбище.
После литургии владыка помолился на могиле бывшего настоятеля храма Воскресения Словущего протоиерея Валентина Парамонова.

Накануне, 25 сентября было совершено Всенощное бдение пасхальным чином, которое также возглавил митрополит Истринский Арсений.

26 сентября Православная Церковь вспоминает обновление Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. По церковной традиции, в храмах, посвященных этому празднику, положено совершать вечерню, утреню, часы и Божественную Литургию Пасхальным чином. Поэтому в народе этот праздник называют осенней Пасхой.

23 сентября на Ваганьковском кладбище была совершена панихида по монаху Андронику, известному как Алексей Фёдорович Лосев (23 сентября 1893 года, Новочеркасск — 24 мая 1988 года, Москва) — великому русскому философу и филологу-классику. Панихиду совершил клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище иерей Сергей Матюшин.

На панихиде присутствовали директор «Библиотеки истории русской философии и культуры Дом А.Ф. Лосева» Валентина Васильевна Ильина, а также заместители директора — Татьяна Владимировна Машковская и Татьяна Борисовна Обыденова.

Алексей Федорович Лосев родился в семье донского казака — учителя физики и математики. Окончил классическую гимназию с золотой медалью. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по отделениям философии и классической филологии. В 1914 году в научной командировке в Берлине был оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию.

На заседаниях Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева общался с выдающимися религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева, Сергея Булгакова, иерея Павла Флоренского.

После революции работал профессором в Нижегородском университете, во 2-м МГУ, в Московской консерватории. Был научным сотрудником Государственного института музыкальной науки и Государственной академии художественных наук.
В 1922 году иерей Павел Флоренский обвенчал Алексея Федоровича Лосева с Валентиной Михайловной Соколовой. Талантливый математик и астроном, Валентина Михайловна стала верной сподвижницей мыслителя, его духовной единомышленницей. Во время гонений на Церковь, в год «великого перелома», 3 июня 1929 года духовный отец Лосевых, афонский монах архимандрит Давид (Мухранов) совершил тайный монашеских постриг супругов, принявших имена святых Андроника и Афанасии. Несмотря на советские времена Алексей Федорович в течение всей жизни носил на голове скуфью — монашескую шапочку.

Как и иерей Павел Флоренский, Лосев в 1920-е годы был сторонником такого духовного течения, как имяславие, особо почитавших Имя Божие и считавших, что «Имя Божие есть Сам Бог, но Бог не есть имя». Вот почему Лосев изучал не только античную эстетику или проблему символа , но и философию Имени как «изначальной сущности» мира. Именно «Философией имени» называлась его первая книга, вышедшая в 1927 году.
Резкий перелом в жизни философа вызвала публикация книги «Диалектика мифа» (1930), где он подверг критике марксизм и официальную философию того периода — диалектический материализм.

Супруги Лосевы были арестован в апреле 1930 года. Алексей Федорович отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение.
В 1933 году в связи с завершением строительства канала они были досрочно освобождены, но мыслителю навсегда было запрещено заниматься философией.

С 1944 года Лосев профессор кафедры общего языкознания в Московском государственном педагогическом институте. В 1954 году Валентина Михайловна умерла от рака и была похоронена на Ваганьковском кладбище.

После смерти Сталина у Лосева вновь появилась возможность публиковать работы. Несмотря на потерю зрения, начинают выходить всё новые и новые работы Лосева. В 1960-х годах появился первый из восьми томов «Истории античной эстетики», изменившей традиционные представления об античности. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. Как отмечает декан философского факультета МГУ, член-корреспондент РАН В. В. Миронов, «познание, по Платону, является одной из высших форм эстетической деятельности. Это объясняет название труда Лосева «История античной эстетики», который по существу является историей античной философии и культуры в целом, а не только эстетики».

В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии, десятки энциклопедических статей, написанных для «Философской энциклопедии» и энциклопедии «Мифы народов мира».

А. Ф. Лосев умер 24 мая 1988 года. Похоронен рядом со своей супругой на Ваганьковском кладбище. В 2000 году в Москве на Арбате, где Лосев прожил более 50 лет, учреждена первая в России специализированная философская библиотека «Дом А.Ф.Лосева».
В 2006 г. во дворе «Дома А.Ф. Лосева» установлен памятник мыслителю.
Недавно памятник философу был установлен и на его родине в Новочеркасске, а 23 сентября 2016 г. на доме, где он родился, установлена мемориальная доска.

В храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище проводятся панихиды по известным деятелям культуры и искусства, науки и священнослужителям погребеным на Ваганьково. Настоятель храма направляет приглашения коллегам и родственникам почивших Ваганьковцев с приглашением к молитве на поминальных богослужениях в день их рождения и смерти.
26 сентября святая Церковь воспоминает обновление храма Воскресение Христова в Иерусалиме. В церковной традиции в храмах, посвященных этому празднику, положено совершать в этот день вечерню, утреню, часы и Божественную литургию Пасхальным чином. По этим причинам этот праздник в народе и называют осеней Пасхой.
Этот день отмечает свой престольный праздник храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.

В воскресенье 25 сентября в 16.00 в храме будет совершено Всенощное бдение Пасхальным чином, а 26 сентября в храме будут совершенны часы, Божественная литургия и Крестный ход Пасхальным чином. Начало богослужения в 8.00.

Престольное торжество возглавит митрополит Истринский Арсений, Первый викарий Святейшего Патриарха.

Приглашаем всех разделить торжество Воскресшего Господа и престольный праздник нашего храма!

Христос Воскресе!
14 сентября 2016 года в 180-ю годовщину со дня рождения протоиерея Валентина Амфитеатров, почитаемого москвичами, сотни людей собрались, чтобы молитвенно почтить его память. Панихиду возглавил клирик храма Воскресения Словущего, иерей Сергей Матюшин, ему сослужил иерей Филлипп Ильяшенко, преподаватель ПСТГУ, и клирики храма.
На панихиде также молилась Евгения Николаевна Ветрова, правнучка отца Валентина Амфитеатрова.

После панихиды отец Сергий обратился к молящимся с проповедью:
«В этот день, 14 сентября, в небольшом селе Калужской губернии в семье священника, родился будущий пастырь, праведник, к которому сейчас приходят тысячи людей за утешением. Он родился в совершенную отличную от нас эпоху, его семья принадлежала к духовному сословию. Как положено в семье священника, он поступил в духовную семинарию. Затем закончил Московскую Духовную Академию, был кандидатом богословских наук.

Когда он уже преподавал, то познакомился со своей будущей супругой, матушкой Елизаветой, и вступив с ней в брак, был рукоположен в сан священника. Он приехал в Москву и здесь ему назначают место служения в небольшом храме Константина и Елены, который находился в Кремле.
Храм тогда мало кто посещал, но когда там стал служить отец Валентин, он наполнился паствой, потому что служение его было необыкновенным, молитвенным. Он умел говорить и доброе слово для каждого. И всем помогал, и за всех молился. Он не стремился ни к почестям, ни к наградам, для него на земле это было тяжким испытанием. Его жизнь проходила в служении Церкви, Богу, людям.
Перед смертью он потерял зрение, но все равно не оставлял тех, которые к нему приходили. И перед смертью сказал: «Приходите ко мне на могилу, я буду помогать вам».

Сегодня мы приходим, как он повелел нам, потому что остаемся такими немощными. И когда случается беда, мы идем за помощью, за чудом, к Богу, к праведникам, каким является отец Валентин. Мы приходим к нему и получаем помощь, и по работе, и по здоровью, и по семейным делам. Он вникает в наши просьбы и помогает нам. И молится за нас. Но отцу Валентину также важно, чтобы мы не забывали заповеди христианства» — завершил отец Сергий.

После панихиды у могилы отца Валентина всем было предложено разделить поминальную трапезу.
Вот что говорили люди, пришедшие на панихиду и просившие не называть их имен:
— Я прочитала книгу об отце Валентине Амфитеатрове. Особенно потрясло его жизнеописание. Я ходила в храм на Кропоткинской в Воскресную школу. И как оказалось, перед иконой Нечаянной радости, которая была в храме, молился и отец Валентин. И эта ниточка привела меня к батюшке. Здесь я уже пятый раз.
— Я совсем недавно стала ходить к отцу Валентину, после того, как прочитала книгу о нем. И думаю, что отец Валентин отцовской рукой привел меня к себе. Я читала с таким упоением, что у меня было ощущение, что я встретилась с живым человеком. Сердце не могло не откликнуться, я настолько поражена была, что со страниц книги встретилась с человеком такой невероятной любви».
— Мы здесь второй раз, приехали издалека, из Липецкой области. Увидели фильм об отце Валентине по телевизору. И сразу после посещения могилы, пришла помощь в наших поначалу неразрешимых делах.

По благословению настоятеля храма панихиды на могиле отца Валентина Амфитеатрова совершаются каждое воскресение после поздней Божественной литургии. После окончания Литургии служащий священник исходит с хором и верующими из храма и следует на могилу батюшки.

Справка:
Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров (13 сентября 1836— 2 августа 1908) — известный московский священник, проповедник, духовник, с 1892 года — настоятель кремлёвского Архангельского собора. За время своего служения привлёк в московские храмы множество людей. Почитается как чудотворец. Ежедневно на могилу к батюшке приходит неиссякаемый поток людей со своими молитвами и просьбами. Почитание отца Валентина началось еще при его жизни. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин».







Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow