?

Log in

No account? Create an account
27 сентября на Ваганьковском кладбище была совершена панихида по Новоселовой Александре Васильевне, химику-неорганику, действительному члену Академии наук СССР (1970), лауреату Сталинской (1948) и Государственной (1981) премий СССР, Герою Социалистического Труда (1980). Панихиду совершил клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище протоиерей Михаил Мельников.

Владимир Павлович Зломанов, профессор МГУ, так вспоминает о Новоселовой: «Александра Васильевна Новоселова – для меня великий русский человек. За ее плечами выросла большая научная школа, многие у нас ее помнят и любят. Эта школа включала в себя особенный подход к людям, — любовь к ученикам, понимание, сочувствие, ее лекции отличались четкостью, простотой изложения и никогда не были сухой наукой. Несмотря на советские времена, она осталась беспартийной и, тем не менее, пользовалась очень большим авторитетом, друзья ласково называли ее Шурочкой.Как ученый, сделала множество открытий, связанных с металлом бериллием. Этот металл используется в самолетах, конструкционных материалах. Она решила проблему синтеза тугоплавких соединений бериллия методом химических газотранспортных реакций и впервые в СССР получила (совместно с Б. П. Соболевым) монокристаллы силикатов бериллия, цинка, алюминия, марганца.Александра Новоселова очень любила людей, никому не сказала плохого слова. И когда обращалась ко мне, то всегда говорила: надо любить людей, ценить их, отдавать им себя. Она согревала людей своим внутренним теплом.
Как декан, не любила отчислять студентов, которые потом нередко становились известными учеными.

Шурочка всегда ходила пешком на четвертый этаж и вниз по лестнице. Говорила: «Пока я хожу, я живу». И вправду, когда уже заболела воспалением легких, и уже не могла вставать, практически сразу умерла. Она остается живой в наших сердцах.

У нее хватало времени и на науку и на семью».

«Бабушка была очень добрым человеком, — вспоминает внучка, Мария — однажды она ехала в лифте, где два голодных студента обсуждали, откуда взять денег на обед. И выходя из лифта, она потихоньку бросила на пол десять рублей.

У меня была потрясающая бабушка. Не такая, которая на кухне все время готовит пирожки. Вместо пирожков рассказывала истории. Учила науке через игру. Проходя по русскому полю, рассказывала о растениях и цветах. Много рассказывала о звездах – все, что про них знаю, помню от нее».
27 сентября в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище была совершена Божественная литургия. Накануне было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил протоиерей Михаил Мельников. Отец Михаил обратился к прихожанам с проповедью, в которой батюшка рассказал об истории происхождения праздника:
«В начале IV века императору Константину было Знамение, он увидел Крест со словами – «Сим побеждать будешь». И тогда он отправил мать свою, равноапостальную Елену, на поиски Креста Господня. Святая Елена узнала, что под языческим храмом Венеры в Иерусалиме был колодец, куда сбросили все три Креста. Когда же Святая Елена приказала разрушить храм, под ним были обретены три Креста и четыре гвоздя. Чтобы узнать, на каком из них был распят Иисус, остановили похоронную процессию и по очереди приложили к покойнику три Креста. И от положения одного из них на оного, покойник воскрес.
Образовалось большое стечение народа, и тогда Крест воздвигли и благословили им все четыре стороны света, осеняя им народ. Оттого и праздник получил такое название – Воздвижение Креста Господня», — завершил отец Михаил.
В престольный праздник храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, 26 сентября, была отслужена Божественная литургия Пасхальным чином. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение в храме возглавил митрополит Истринский Арсений.

Преосвященнейшему владыке сослужил настоятель храма, наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев), настоятель храма Успения пресвятой Богородицы на Чижевском подворье иерей Сергий Савченко, духовенство храма и братия Высоко-Петровского монастыря в священном сане.
На запричастном клирик храма Воскресения Словущего иерей Сергий Матюшин произнёс проповедь на тему истории праздника.

Перед началом крестного хода вокруг храма митрополит Арсений освятил икону новомучеников Ваганьковских, на которой изображены- священномученик епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов); преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов); преподобномученик иеросхимонах Дионисий (Петушков); священномученик диакон Николай Аристов; мученик Петр Юдин; мученик Игнатий Марков, все они были расстреляны в советские годы и похоронены в общей могиле на Ваганьковском кладбище.
После литургии владыка помолился на могиле бывшего настоятеля храма Воскресения Словущего протоиерея Валентина Парамонова.

Накануне, 25 сентября было совершено Всенощное бдение пасхальным чином, которое также возглавил митрополит Истринский Арсений.

26 сентября Православная Церковь вспоминает обновление Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. По церковной традиции, в храмах, посвященных этому празднику, положено совершать вечерню, утреню, часы и Божественную Литургию Пасхальным чином. Поэтому в народе этот праздник называют осенней Пасхой.

23 сентября на Ваганьковском кладбище была совершена панихида по монаху Андронику, известному как Алексей Фёдорович Лосев (23 сентября 1893 года, Новочеркасск — 24 мая 1988 года, Москва) — великому русскому философу и филологу-классику. Панихиду совершил клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище иерей Сергей Матюшин.

На панихиде присутствовали директор «Библиотеки истории русской философии и культуры Дом А.Ф. Лосева» Валентина Васильевна Ильина, а также заместители директора — Татьяна Владимировна Машковская и Татьяна Борисовна Обыденова.

Алексей Федорович Лосев родился в семье донского казака — учителя физики и математики. Окончил классическую гимназию с золотой медалью. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по отделениям философии и классической филологии. В 1914 году в научной командировке в Берлине был оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию.

На заседаниях Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева общался с выдающимися религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева, Сергея Булгакова, иерея Павла Флоренского.

После революции работал профессором в Нижегородском университете, во 2-м МГУ, в Московской консерватории. Был научным сотрудником Государственного института музыкальной науки и Государственной академии художественных наук.
В 1922 году иерей Павел Флоренский обвенчал Алексея Федоровича Лосева с Валентиной Михайловной Соколовой. Талантливый математик и астроном, Валентина Михайловна стала верной сподвижницей мыслителя, его духовной единомышленницей. Во время гонений на Церковь, в год «великого перелома», 3 июня 1929 года духовный отец Лосевых, афонский монах архимандрит Давид (Мухранов) совершил тайный монашеских постриг супругов, принявших имена святых Андроника и Афанасии. Несмотря на советские времена Алексей Федорович в течение всей жизни носил на голове скуфью — монашескую шапочку.

Как и иерей Павел Флоренский, Лосев в 1920-е годы был сторонником такого духовного течения, как имяславие, особо почитавших Имя Божие и считавших, что «Имя Божие есть Сам Бог, но Бог не есть имя». Вот почему Лосев изучал не только античную эстетику или проблему символа , но и философию Имени как «изначальной сущности» мира. Именно «Философией имени» называлась его первая книга, вышедшая в 1927 году.
Резкий перелом в жизни философа вызвала публикация книги «Диалектика мифа» (1930), где он подверг критике марксизм и официальную философию того периода — диалектический материализм.

Супруги Лосевы были арестован в апреле 1930 года. Алексей Федорович отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение.
В 1933 году в связи с завершением строительства канала они были досрочно освобождены, но мыслителю навсегда было запрещено заниматься философией.

С 1944 года Лосев профессор кафедры общего языкознания в Московском государственном педагогическом институте. В 1954 году Валентина Михайловна умерла от рака и была похоронена на Ваганьковском кладбище.

После смерти Сталина у Лосева вновь появилась возможность публиковать работы. Несмотря на потерю зрения, начинают выходить всё новые и новые работы Лосева. В 1960-х годах появился первый из восьми томов «Истории античной эстетики», изменившей традиционные представления об античности. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. Как отмечает декан философского факультета МГУ, член-корреспондент РАН В. В. Миронов, «познание, по Платону, является одной из высших форм эстетической деятельности. Это объясняет название труда Лосева «История античной эстетики», который по существу является историей античной философии и культуры в целом, а не только эстетики».

В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии, десятки энциклопедических статей, написанных для «Философской энциклопедии» и энциклопедии «Мифы народов мира».

А. Ф. Лосев умер 24 мая 1988 года. Похоронен рядом со своей супругой на Ваганьковском кладбище. В 2000 году в Москве на Арбате, где Лосев прожил более 50 лет, учреждена первая в России специализированная философская библиотека «Дом А.Ф.Лосева».
В 2006 г. во дворе «Дома А.Ф. Лосева» установлен памятник мыслителю.
Недавно памятник философу был установлен и на его родине в Новочеркасске, а 23 сентября 2016 г. на доме, где он родился, установлена мемориальная доска.

В храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище проводятся панихиды по известным деятелям культуры и искусства, науки и священнослужителям погребеным на Ваганьково. Настоятель храма направляет приглашения коллегам и родственникам почивших Ваганьковцев с приглашением к молитве на поминальных богослужениях в день их рождения и смерти.
26 сентября святая Церковь воспоминает обновление храма Воскресение Христова в Иерусалиме. В церковной традиции в храмах, посвященных этому празднику, положено совершать в этот день вечерню, утреню, часы и Божественную литургию Пасхальным чином. По этим причинам этот праздник в народе и называют осеней Пасхой.
Этот день отмечает свой престольный праздник храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.

В воскресенье 25 сентября в 16.00 в храме будет совершено Всенощное бдение Пасхальным чином, а 26 сентября в храме будут совершенны часы, Божественная литургия и Крестный ход Пасхальным чином. Начало богослужения в 8.00.

Престольное торжество возглавит митрополит Истринский Арсений, Первый викарий Святейшего Патриарха.

Приглашаем всех разделить торжество Воскресшего Господа и престольный праздник нашего храма!

Христос Воскресе!
14 сентября 2016 года в 180-ю годовщину со дня рождения протоиерея Валентина Амфитеатров, почитаемого москвичами, сотни людей собрались, чтобы молитвенно почтить его память. Панихиду возглавил клирик храма Воскресения Словущего, иерей Сергей Матюшин, ему сослужил иерей Филлипп Ильяшенко, преподаватель ПСТГУ, и клирики храма.
На панихиде также молилась Евгения Николаевна Ветрова, правнучка отца Валентина Амфитеатрова.

После панихиды отец Сергий обратился к молящимся с проповедью:
«В этот день, 14 сентября, в небольшом селе Калужской губернии в семье священника, родился будущий пастырь, праведник, к которому сейчас приходят тысячи людей за утешением. Он родился в совершенную отличную от нас эпоху, его семья принадлежала к духовному сословию. Как положено в семье священника, он поступил в духовную семинарию. Затем закончил Московскую Духовную Академию, был кандидатом богословских наук.

Когда он уже преподавал, то познакомился со своей будущей супругой, матушкой Елизаветой, и вступив с ней в брак, был рукоположен в сан священника. Он приехал в Москву и здесь ему назначают место служения в небольшом храме Константина и Елены, который находился в Кремле.
Храм тогда мало кто посещал, но когда там стал служить отец Валентин, он наполнился паствой, потому что служение его было необыкновенным, молитвенным. Он умел говорить и доброе слово для каждого. И всем помогал, и за всех молился. Он не стремился ни к почестям, ни к наградам, для него на земле это было тяжким испытанием. Его жизнь проходила в служении Церкви, Богу, людям.
Перед смертью он потерял зрение, но все равно не оставлял тех, которые к нему приходили. И перед смертью сказал: «Приходите ко мне на могилу, я буду помогать вам».

Сегодня мы приходим, как он повелел нам, потому что остаемся такими немощными. И когда случается беда, мы идем за помощью, за чудом, к Богу, к праведникам, каким является отец Валентин. Мы приходим к нему и получаем помощь, и по работе, и по здоровью, и по семейным делам. Он вникает в наши просьбы и помогает нам. И молится за нас. Но отцу Валентину также важно, чтобы мы не забывали заповеди христианства» — завершил отец Сергий.

После панихиды у могилы отца Валентина всем было предложено разделить поминальную трапезу.
Вот что говорили люди, пришедшие на панихиду и просившие не называть их имен:
— Я прочитала книгу об отце Валентине Амфитеатрове. Особенно потрясло его жизнеописание. Я ходила в храм на Кропоткинской в Воскресную школу. И как оказалось, перед иконой Нечаянной радости, которая была в храме, молился и отец Валентин. И эта ниточка привела меня к батюшке. Здесь я уже пятый раз.
— Я совсем недавно стала ходить к отцу Валентину, после того, как прочитала книгу о нем. И думаю, что отец Валентин отцовской рукой привел меня к себе. Я читала с таким упоением, что у меня было ощущение, что я встретилась с живым человеком. Сердце не могло не откликнуться, я настолько поражена была, что со страниц книги встретилась с человеком такой невероятной любви».
— Мы здесь второй раз, приехали издалека, из Липецкой области. Увидели фильм об отце Валентине по телевизору. И сразу после посещения могилы, пришла помощь в наших поначалу неразрешимых делах.

По благословению настоятеля храма панихиды на могиле отца Валентина Амфитеатрова совершаются каждое воскресение после поздней Божественной литургии. После окончания Литургии служащий священник исходит с хором и верующими из храма и следует на могилу батюшки.

Справка:
Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров (13 сентября 1836— 2 августа 1908) — известный московский священник, проповедник, духовник, с 1892 года — настоятель кремлёвского Архангельского собора. За время своего служения привлёк в московские храмы множество людей. Почитается как чудотворец. Ежедневно на могилу к батюшке приходит неиссякаемый поток людей со своими молитвами и просьбами. Почитание отца Валентина началось еще при его жизни. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин».








14 сентября 2016 года в 12.00, в 180-ю годовщину со дня рождения протоиерея Валентина Амфитеатрова у его могилы на Ваганьковском кладбище (участок 21) будет совершено заупокойное богослужение. Отец Валентин, известный московский священник, почитается верующими как чудотворец. Ежегодно в день рождения отца Валентина к его могиле приходят помолиться тысячи москвичей.

После панихиды у могилы отца Валентина всем собравшимся будет предложено разделить поминальную трапезу.

«Отец Валентин в детстве и юности был любящим сыном и этим явил пример для всех детей, как необходимо чтить своих родителей. Он был женат и любил свою супругу искренне и жертвенно, став и в этом примером для подражания всем мужьям и женам. Как замечательный отец он дает пример нам настоящего телесного и духовного родительства. И наконец, как выдающийся священник, он был и есть пример подлинного и ревностного служения Богу» — говорит о протоиерее Валентине Амфитеатрове настоятель храма Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище, игумен Петр (Еремеев).

Протоиерей Валентин Амфитеатров родился 14 сентября 1836 года, служил в храмах Московского Кремля с 1874 года. В 1892 году он был назначен настоятелем и благочинным в кремлёвский Архангельский собор. К этому времени вокруг протоиерея Валентина образовалась многочисленная община, ставшая одной из самых известных в Москве. За время своего служения отец Валентин, выдающийся проповедник и духовник, привлёк в московские храмы множество людей со всего города.

После того, как в 1902 году протоиерей Валентин потерял зрение и вынужден был прекратить служение в храмах, тысячи людей стали приходить и приезжать к нему в квартиру за духовным руководством.

Известно, что святой Иоанн Кронштадтский говорил москвичам, приезжавшим к нему в Санкт-Петербург: «У вас в Москве отец Валентин есть, к нему обращайтесь».

Сегодня отец Валентин является одним из самых почитаемых праведников, которые покоятся на Ваганьково. Традиционно в дни его памяти на могилу протоиерея Валентина Амфитеатрова приходят тысячи православных верующих.
9 сентября в день памяти Пимена Великого в храме Воскресения Словущего была отслужена Божественная литургия. Богослужение совершил иерей Сергей Матюшин. После службы, батюшка обратился со словами проповеди к прихожанам:
«Сегодня Святая Церковь вспоминает подвижника благочестия – святого Пимена Великого.

Этот угодник Божий жил в четвертом и пятом веках, он прожил долгую жизнь, 110 лет, как сообщает нам его житие. Он был очень строг к себе и вел аскетическую жизнь, жил в Египте в Пустыне, в скиту. Позже такие укромные поселения монахов начали называть скитами.

Но несмотря на то, что к себе он был строг, к другим он относился с снисхождением. Это подтверждает примечательный случай: во время молитвы один из братьев уснул. Другой бы строгий монах, наверное, разбудил бы его и укорил. Но Пимен положил его голову на колени и дал ему отдохнуть. Святой Пимен говорил, что если мы утаим грех брата, то и Господь в свое время утаит наш грех.

Святой Пимен не призывал умерщвлять плоть. Вместо этого он говорил об умерщвлении страстей. И вот, сколько прошло лет после его жизни, а его образ тихого, кроткого старца остается жить в веках.

Дорогие прихожане, с праздником, пусть образ святого Пимена помогает в нашей жизни, будучи руководством в нашей духовной жизни» — завершил отец Сергий.

Евангелие о прощении

Богослужение в воскресный день, 4 сентября, в храме совершил протоиерей Сергей Секрий. Накануне было совершено Всенощное бдение с Соборным служением. После Литургии отец Сергий обратился к богомольцам с проповедью, посвящённой евангельскому слову о прощении:

«Почему мы так часто встречаем на страницах Евангелия призыв о прощении зла? Почему в Евангелии эта мысль проходит через все страницы? Наверное, потому, что сколько бы мы не читали, нужно укрощать гордыню. И не случайно, уже после Преображения, уже после того, что все апостолы уверились в Божественности Иисуса Христа, Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22). До четырех тысяч девятисот раз!А дальше Христос говорит притчу: о том, что один человек был должен царю тьму (тысячу) талантов (мера золота). И царь говорит должнику: «Прощаются тебе грехи твои!» И идет человек к ближайшему из своих должников и ввергает его в темницу. И находятся у этого заключенного друзья, которые идут к царю. (А как вы думаете, много ли у нас найдется друзей, которые пойдут за нас в к власть держащим?) И говорят они: «Несправедливо!» Все знают, чем заканчивается притча.
И сколько мы не читаем Евангелие, все равно мы не ощущаем свою вину перед Богом. Я не пощусь, потому что болею, я не дружу, потому что у всех сложные характеры, я не пойду на эту работу, потому что она для меня неподходящая. Я найду сто объяснений и все они окажутся замечательными. И поэтому не видя своих грехов, мы замечаем чужие. И сами не понимаем, почему не получаем прощения.

Ведь Господь, распявшись на Кресте, уже взял наши грехи, какими ужасными они не были. Но давайте простим тех, кто нуждается в этом от нас.

От нас Господь требует: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Как это мне понять? Разве Господь не знает, какой я? Знает. И поэтому обращается, чтобы мы уподобились ему в каких-то делах. А что я могу? Творить милосердие и прощать. А для этого необходимо молится за человека, который нас обидел, творить добрые дела. Но самое главное, надо сотворить из себя человека. И если сегодня у кого-то на сердце есть какая-то обида, посмотрите на Образ Спасителя, на Крест – те страдания, которыми Господь покрывает наши, и от всего сердца простите должников ваших.

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow